Бомбу для Молодёжного готовит… вернее так: коллектив Ростовского академического молодёжного театра приготовил очередную бомбу для зрителей. Творческую, конечно, но явно с мощным тротиловым эквивалентом. И если опытный сапёр попытается эту грозную игрушку разобрать, то увидит, что запалом её служит руководство театра, взрывным механизмом – команда умелых питерских подрывников, а разящими наповал осколками – хорошо знакомые, любимые нами и совсем новые ростовские артисты.
«Терроризм!» – воскликнете вы, и окажетесь абсолютно правыми – вспыхивающие на сцене эмоции, похоже, будут разлетаться по залу клочьями.
А если серьёзно, то театр в этот раз поставил перед собой и перед креативной творческой командой из Санкт-Петербурга непростую задачу – ещё раз попытаться разгадать тайну популярности и некой скандальности самого известного французского романа 18 века «Опасные связи» П. Шадерло де Лакло.
Постановку спектакля осуществил ученик Льва Додина, главный режиссёр Санкт-Петербургского академического драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской и узнаваемый по телеэкрану артист Леонид Алимов. Художник-постановщик – главный художник Южно-Сахалинского «Чехов-Центра» Кирилл Пискунов, художник по свету – лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» Денис Солнцев. Они поделились впечатлениями о своей новой работе, но начала разговор один из авторов затеи и хозяйка театральной площадки – директор РАМТ Карина Сердюченко:
– Мы отрываем 93-й сезон театра спектаклем, созданным очень интересной творческой постановочной группой, с которой наш коллектив работает впервые. И есть такое ощущение, что это не последний наш совместный проект. В спектакле занят костяк нашей труппы – всего шестнадцать человек в двух составах. Принимают участие как опытные наши артисты, так и недавно принятые в труппу молодые ребята – Роман Кошельский и Екатерина Пономарёва. Это первые роли наших новобранцев.
Для спектакля мы сшили 42 (!) исторических костюма, со всеми мельчайшими подробностями и деталями. И это, пожалуй, впервые, ведь обычно мы делаем стилизованные под эпоху костюмы или просто используем современные. Мы заказали 36 пар исторически правдивой обуви, которая шилась по эскизам Кирилла Пискунова, изготовили огромное количество париков того века. Наконец, мы израсходовали 100 литров золотой краски, поэтому и зовём спектакль «золотым». Но это всё зрители увидят на премьере.
Леонид Алимов:
– Каждый раз приглашая для постановки того или иного спектакля стороннюю постановочную группу, руководство любого театра идёт на определённый риск. Тем более, когда речь идёт о такой мощной и объёмной истории, которая была предложена нам. Поэтому отдельное спасибо Карине Олеговне и Михаилу Васильевичу Заец за приглашение в нечужой для меня город, ведь я ваш земляк из Морозовска, где похоронены мои родители, где сегодня живёт мой брат и многие родственники. Для меня это очень важная премьера, которая состоится через много лет после отъезда с Донской земли. Теперь что касается стилистического воплощения спектакля. Мы живём в 21 веке, живём нынешними ритмами, нынешними ощущениями, с нынешним юмором, иронией. Без этого историю ставить невозможно. Да, мы играем в исторических костюмах замечательную пьесу английского драматурга Кристофера Хэмптона, по мотивам которой были сняты два прекрасных оскароносных голливудских фильма. Однако, наш спектакль – это некое соединение. Конечно же, в нём будет много юмора, много музыки из разных эпох. Надо сказать, что поначалу я с напряжением воспринял предложение театра, потому что в моём послужном списке много русской литературы, советской драматургии, а подобный опыт был самым минимальным. А потом я просто влюбился в эту пьесу, в этих героев. Я почувствовал, что это какая-то «джазовая» история, то есть основанная на джазовых ритмах – постоянные синкопы, смена темпо-ритмов, чего мы и постарались добиться вместе с актёрами. Словом, в изумительной красоты исторических костюмах мы играем абсолютно современную историю. Я, как тетерев на току, постоянно повторяю всем и себе самому, что этот спектакль обязательно нужно смотреть молодёжи. Это молодёжная история про то, как любовь, с одной стороны, готова свернуть горы, а с другой – готова ломать судьбы людей, которых не хочет отпускать. О том, как важно не совершать опрометчивых поступков, не говорить случайные, необдуманные слова, чтобы та снежинка, упавшая на вершину горы, не превратилась бы в снежную лавину, перемалывающую судьбы и жизни. При этом важно ощущать современные ритмы. Кстати, спектакль не будет длинным, два акта по часу каждый. Но он будет невероятно сконцентрирован по энергии, по темпам, по страстям. Страсть – вот главное слово спектакля! Нешуточные страсти там действительно кипят. Но спектакль, несмотря на это, достаточно целомудренный.
Карина Сердюченко:
– Вчера на репетиции я услышала замечательную фразу режиссёра: «Мы не можем скатиться до пошлости. Мы всё это время плели кружева взаимоотношений». Поэтому с отметкой 18+ мы даже слегка перестраховались.
И ещё хотелось рассказать о следующем. Некоторое время назад мы были любезно приглашены театром «Чехов-Центр» Южно-Сахалинска на фестиваль, где увидели прекрасную работу Леонида Александровича – «Пять вечеров» в исполнении китайских артистов. Это было потрясающе! Я влюбилась в этот спектакль и планировала пригласить на наш «Минифест», но не случилось по понятным причинам. А когда Михаил Васильевич Заец предложил кандидатуру Леонида Александровича для постановки спектакля Опасные связи», сказав при этом: «Лёня сможет, у него получится!» (они знакомы не один год), и я узнала, что речь о том самом режиссёре, работу которого мы видели в Южно-Сахалинске, я просто зааплодировала.
Леонид Алимов:
– Главное – артисты Ростовского Молодёжного были готовы к работе, труппа готова к решению непростых задач, она натренирована. На театральном жаргоне мы говорим – «сбитая труппа». Я ещё весной посмотрел несколько спектаклей РАМТа и сразу понял, что всё будет хорошо. Каждый театр растёт поставленными перед собой сложными задачами, а ростовчане не боятся ставить такие задачи. В спектакле герои будут петь, будут речитативы – много неожиданного. Одного точно не будет – пошлости, низменных, скабрезных шуток, я этого не приемлю. Я люблю внятные, прозрачные, по-настоящему высокие истории, в которых и артистам, и зрителям всё понятно. Но при этом всё должно быть наполнено страстью. Тем более, что горячему, южному Ростову это присуще.
Самым молодым артистам работать было, конечно, потруднее, ведь рядом такие опытные «монстры» сцены как Евгений Овчинников, Инна Хотеенкова, Сергей Беланов, чудо Маргарита Александровна Лобанова. И это прекрасно, когда объединены все возрастные группы актёров, это обогащает всех. Хочу отметить, что мне работалось со всеми как-то даже весело, без проблем. Через пару дней нам казалось, будто мы знакомы тысячу лет. Главное – атмосфера внутри небольшого творческого коллектива, а она была прекрасной.
Кирилл Пискунов:
– Мы сразу решили, что переноса действия в наше время не будет. Хотя тема любви, измены, предательства злободневна во все времена, и действие можно перенести куда угодно. Но мы попытались найти внутреннюю, да и внешнюю красоту ТОЙ эпохи – золотого века Франции, когда аристократия ещё была аристократией, чтобы перенести эту красоту на сцену. Мы тщательно продумывали цветовую гамму костюмов, причём не каждого отдельного костюма, а целыми сценами. Есть сцены золотые, есть белые, красные, более яркие или тёплые.
В один из моментов у меня появился лёгкий страх, сумеем ли мы сбить воедино исторические костюмы, парики, интерьеры и современные ритмы, джаз. Но с каждой репетицией страх уходил, а на сегодняшний день исчез совсем. Режиссёр плетёт кружева с актёрами, а я – с постановочной частью. Поначалу, кажется, что это работать не будет, что декорация катится тяжело, что-то не передвинуть, другое не поднять. Партитура у монтировщиков достаточно сложная. Зрители их не видят, а они работают на протяжении всего спектакля. И вот, наконец, всё наладилось, зашевелилось, всё дышит, двигается, летает. И я уже получаю удовольствие, представляя себя зрителем на премьере.
Денис Солнцев:
– Я приехал не так давно, потому что включаюсь в работу на финальном её этапе, хотя уже видел эскизы, мы обговаривали с Кириллом Валерьевичем какие-то моменты, я был наслышан о 100 литрах золотой краски. Они придумали с Леонидом Александровичем роскошный стиль барокко, а я сейчас смотрю и вижу – это бюджет не драматического, а оперного спектакля. Я частенько работаю в опере и знаю, о чём говорю. Спектакль получается очень мощным по всему – по костюмам, по декорациям, не говоря уж об эмоциях на сцене. Скажу лишь одно: цветовые фокусы тоже будут, есть интересные задумки. И хорошо, что они в РАМТе осуществимы, потому что театр обладает хорошим оборудованием, которым я был приятно удивлён. Вот чего не будет, так это столь модного сегодня видео-контента, чем, наверное, мы уже удивим зрителей. Для художника по свету этот факт раскрывает больше возможностей для творчества.
Леонид Алимов:
– Роман Пьера Шодерло де Лакло написан в модном в те годы эпистолярном жанре и состоит из 175 писем. Язык его, свойственный своему времени, сегодня, конечно же, устарел и не отвечает тем ритмам, которыми мы живём теперь. А Хемптон взял для своей пьесы из него всё самое лучшее – основные сюжетные линии, ключевые узлы истории, неожиданные повороты событий и получилось просто замечательное произведение на все времена. «Опасные связи» считался и сатирическим романом, и психологическим, и почти эротическим. Некоторые литературоведы называют его первым феминистским романом, хотя тогда и слов таких не слыхали. Но автор явно почувствовал некие изменения в обществе, в романе действительно виден бунт женщины. Эпоха просвещения заканчивала свой путь грядущей Великой французской революцией, и вот он тектонический сдвиг – женщина стала претендовать на слово, что было невероятно. Об этом героиня много говорит. Одни читатели её осуждали, другие тайно аплодировали. В этом и романтизм, и драма, и юмор, который заключён внутри текста, и реалии того времени, которым порой диву даёшься.
Нашим общим решением стало, что эта история – всё-таки романтическая драма. Суровая, красивая, даже роскошная, но, в то же время, будто произошедшая на наших улицах, сегодня. История с предательством, с ударами в спину, с изменами, со страстным желанием владеть человеком, несмотря ни на что. Жизненная такая история…
Александр Молчанов