21 октября на главной сцене Ростовского государственного музыкального театра прошел первый сольный концерт одной из ведущих солисток вокальной труппы, лауреата международных конкурсов, сопрано ЕКАТЕРИНЫ КРАСНОВОЙ. Концерт был задуман – и удачно воплощен! – как творческий отчет нашей героини, исполняющей сегодня весь ведущий репертуар лирического и лирико-драматического сопрано: Лиза, Татьяна, Иоланта в операх П. Чайковского; Маргарита («Фауст» Ш. Гуно); Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Эмма («Хованщина» М. Мусоргского), Катерина Измайлова («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича); Турандот и Чио-чио-сан («Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Дж. Пуччини), Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло); Сильва и Марица в опереттах И. Кальмана. В марте этого года наш журнал писал о Екатерине, но, полагаю, будет нелишним напомнить некоторые факты творческой биографии певицы.
Екатерина Макарова (девичья фамилия Красновой. – Н.К.) родилась в г. Медногорске Оренбургской области. Училась в музыкальной школе и была фанаткой спорта – занималась баскетболом, туризмом, скалолазанием, получила значок «Турист СССР», готовилась свою жизнь связать со спортом и мечтала о поступлении в физкультурный институт. «Я была настоящей «пацанкой» – мальчишки в школе и во дворе боялись со мной связываться», – признается Катя. Но полученная травма не позволила ей связать дальнейшую судьбу со спортом.
В музыкальной школе Екатерина 7 лет обучалась игре на фортепиано. «Педагоги отмечали мою особенность: я могла играть только те произведения, которые мне нравились». Неизвестно, как сложилась бы ее профессиональная судьба, если бы не встреча с Татьяной Георгиевной Майоровой – преподавателем, а ныне директором ДМШ. Майорова обучала детей по новой в то время методике В.В. Емельянова «Фонопедический метод формирования певческого голоса», сама была одной из первых его учениц, и Екатерина стала первой, на ком педагог попробовала эту методику. Т.Г. Майорова открыла у Макаровой вокальные данные и стала их развивать. По ее совету девушка поступила в Орское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение (вокального отделения там в ту пору не было), а по его окончании – в Саратовскую государственную консерваторию, где она училась на двух факультетах – вокальном и театральном. «Я человек ищущий, мне было мало того, что давал вокальный факультет в чистом виде. Актерские дисциплины необычайно важны для певца!».
Часто случается так, что на этапе обучения профессии певца учитель и ученик не могут понять друг друга. «Я давно поняла: нет плохих педагогов, есть ТВОЙ педагог и есть НЕ ТВОЙ. Сегодня я могу назвать трех педагогов, положительно повлиявших на мое становление вокалистки, – Татьяна Георгиевна Майорова; замечательный концертмейстер и музыкант Саратовской консерватории Нина Иннокентьевна Толстоногова и мой супруг Павел Владимирович Краснов, у которого я окончила магистратуру Ростовской государственной консерватории».
Первым театром Екатерины стал Омский, где начинающей артистке давали каскадные, танцевальные, характерные роли героинь в опереттах– Сильва, Марица, Лариса в «Белой акации» и т.д. Лариса стала первой и любимой ролью на профессиональной сцене, сделанной в Омске. После шести лет работы в Омском театре Екатерину пригласили стать солисткой Ростовского государственного музыкального театра. Вместе с супругом Павлом Красновым она переехала в Ростов. Это было осенью 2008 года.
Первой ролью Е. Красновой на ростовской сцене стала Лиза в «Пиковой даме» (спектакль тогда шел в прежней версии, в постановке Константина Балакина. – Н.К.) Не каждому молодому певцу выпадает счастье иметь в качестве первого опыта в опере одну из самых сложных и желанных партий мирового сопранового репертуара. Екатерине повезло – за Лизой последовали Татьяна, Графиня («Свадьба Фигаро» В. Моцарта), Ярославна, немного позднее – Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно и др.
Татьяна по сей день – любимая роль Красновой: «Мне очень близки ее искренность, ее неподдельные переживания и то, как в опере показан ее внутренний рост. Очень импонирует мне чувство собственного достоинства, которое у Татьяны очень велико, – настоящая русская девичья душа!
На концерте 21 октября Е. Краснова представила поклонникам ее таланта сложнейшие арии и дуэты из опер русского и итальянского репертуара. В основном, это были фрагменты опер, которые на сегодняшний день не значатся в репертуаре певицы, – разве что кроме гениального Дуэта из последнего акта «Пиковой дамы» Чайковского, который блистательно – как вокально, так и актерски – воплотили на сцене Екатерина Краснова и один из ведущих теноров РГМТ Вадим БАБИЧУК. Незадолго до сольного концерта Екатерины в одном из специально снятых Музыкальным театром видео «Партнеры-мужчины о Е. Красновой» Бабичук признавался, что очень любит работать с Катей, потому что она необычайно ищущая, очень чуткая и понимающая актриса и партнерша.
То, что Екатерина свободно ощущает себя в коронном итальянском репертуаре лирико-драматического сопрано, не оставило сомнений, когда мы услышали арии Леоноры – как из «Трубадура», так и из «Силы Судьбы» Дж. Верди; Молитву Сантуццы («Сельская честь» П. Масканьи) и открывшую концерт знаменитейшую Casta Diva («Норма» В. Беллини), а также дуэт Сантуццы и Туридду из «Сельской чести». Вообще показалось, что роль Сантуццы очень соответствует актерскому темпераменту Красновой и природе ее индивидуальности. Был на высоте и партнер Екатерины – ведущий тенор РГМТ Кирилл ЧУРСИН, певший Туридду.
Помимо прочего, зрителей в тот вечер ждал сюрприз: в сольном концерте Е. Красновой принял участие ее однофамилец – действительно однофамилец, НЕ родственник, – солист Большого театра России, бас-баритон Александр КРАСНОВ, спевший несколько арий как солист и несколько дуэтов с Красновой и двумя тенорами – В. Бабичуком и К. Чурсиным. Первое отделение концерта венчал финал первого действия оперы П. Чайковского «Орлеанская дева» – «Царь высших сил» (Краснова, Краснов, Чурсин) с хором театра; весь эмоциональный строй и текст этого терцета настолько отозвались нам, переживающим сегодня общую трагедию, что зрители в зале – да чего скрывать, и я сама! – плакали, не стесняясь собственных слез.
Солист Большого театра Александр Краснов исполнил несколько сольных номеров – Куплеты Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно), Песню Галицкого («Князь Игорь» А. Бородина), Арию Грязного из «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова. Зрители внимали каждому звуку его могучего, гибкого и тембрально богатого голоса. Невозможно не сказать о хоре РГМТ, который практически всегда показывает высший класс (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств России, профессор Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова, блистательная Елена КЛИНИЧЕВА). Элегантность звучания, высочайшая ансамблевая культура, чистота строя, а главное – четкое понимание художественных задач, стоящих перед ними, – это отличает хор нашего любимого театра все эти почти четверть века, и чем дальше, тем больше. Великолепный оркестр РГМТ тоже показал 21 октября высший класс, в чем несомненная заслуга главного дирижера театра Андрея ИВАНОВА.
Во втором отделении концерта королева вечера Екатерина Краснова, помимо оперы, предстала в жанре классической оперетты, в которой она тоже работает в РГМТ. Вот где в полной мере проявилось актерское образование Екатерины и ее поразительная сценическая свобода: Выходная ария Сильвы, Дуэт Розалинды и Генриха из «Летучей мыши» И. Штрауса (Генрих – Кирилл Чурсин) и исполненная в финале концерта – перед бисами – «Заздравная песнь» И. Дунаевского из к/ф «Весна» (Краснова, Краснов, Чурсин) просто взорвали зал. А финальный бис концерта – Застольная из вердиевской «Травиаты» («Libiamo») завершила этот фантастический праздник музыки, которых, особенно в наших нынешних реалиях, должно быть как можно больше. Ибо, выходя после ТАКИХ ВОТ концертов, действительно веришь: что бы там ни было завтра, сегодня есть ЭТО, незыблемое – счастье встречи с Великой Музыкой и с собственными подлинными эмоциями.
НАТАЛИЯ КРАСИЛЬНИКОВА
ФОТО: МАРИНА МИХАЙЛОВА