Красноярский экономический форум 2023 года «Время Сибири» прошел на высоком содержательном и экспертном уровне, в два-три раза превысив основные показатели прошлых лет, отметили все его участники.
А их на форум зарегистрировались более 7 тысяч.
На КЭФ были представлены 65 субъектов России – это абсолютный рекорд последних лет, и 10 иностранных государств.
На форуме было подписано 69 соглашений на общую сумму заявленных инвестиций 565 млрд рублей – это также абсолютный рекорд за последние годы.
Впервые на форуме состоялась биржа контактов — на ней представители бизнеса смогли познакомиться и найти новые контакты, чтобы договориться о совместной работе, поставках и проектах. Такое взаимодействие важно как с точки зрения запуска новых инвестиционных проектов, так и для перестройки цепочек поставок из-за санкций. Участие приняли 36 компаний из России, Катара, Казахстана, Турции, Китая и Таиланда.
На пленарном заседании форума участники сосредоточились на обсуждении вызовов, стоящих перед властями и бизнесом.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отметил, что крупный бизнес в целом адаптировался к условиям жесткого санкционного давления.
По данным опроса Российского союза промышленников и предпринимателей, 60% компаний-членов РСПП оценивают свое развитие как успешное, несмотря на ухудшение делового климата. Более половины опрошенных компаний продолжают реализовывать свои масштабные инвестиционные проекты.
При этом 56 организаций-участников опроса планируют направить достаточно крупные средства в инвестпроекты и в текущем году.
По мнению Шохина , адаптации бизнеса к новым условиям способствовала правильная политика государственной власти, оперативно введённые антикризисные меры, опробованные ещё в пандемию. В частности, мораторий на проверки компаний продлен на весь 2023-й год.
Представители бизнеса стали реже ощущать чрезмерный контроль и надзорное давление.
Впервые за пятнадцать лет в опросе РСПП зафиксирован положительный ответ большинства респондентов, на тезис «власть относится к бизнесу как к младшему партнеру, а не как к «кошельку».
В рамках программы импортозамещения компании ведут активные закупки оборудования и материалов у поставщиков-дружественных стран. По данным опроса треть оборудования ушедших с рынка компаний-поставщиков уже удалось заместить.
Несмотря на этот позитив, мы понимаем, что 2023 год будет довольно тяжелым в части нехватки квалифицированных кадров, роста тарифов на перевозки и электроэнергию, ощутимых последствий разрыва логистических цепочек. Также нужен баланс между поддержкой импортозамещения и параллельного импорта, – подчеркнул Шохин.
– Деловой среде хотелось бы, при наличии высокой внешней неопределенности, большей предсказуемости во взаимодействии с властью, в частности, определении параметров фискальной политики. Основания для оптимизма и новых возможностей есть, пока государство не отказывается от своего тезиса, что главным драйвером экономического роста является частное предпринимательство.
По мнению председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса, от государства во многом зависят успехи бизнеса, однако это не всегда означает принятие новых законов.
Законы нужно принимать, но возникает вопрос – для чего? Первое условие – это наличие общественного запроса. Это большое заблуждение, что юристы сидят и измышляют, что бы такое придумать. Иногда, когда государство ничего не принимает, это лучше чем ситуативное непродуманное законодательное решение, – пояснил Андрей Клишас.
Он обратился к «картине будущего», которую нарисовал Президент РФ в своем Послании к Федеральному собранию.
-Сильное, суверенное социальное государство. А что может сделать таким государство? Только бизнес, который нормально и свободно развивается, – подчеркнул председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству.
Помочь бизнесу в развитии может снятие искусственных барьеров, которые возникают на его пути и это задача властей.
-Мы внесли новый пакет поправок для налогового законодательства, а также предложения по декриминализации, и этим необходимо продолжать заниматься. Усиление государства – это правильно именно с точки зрения целеполагания. В условиях, в которых мы находимся, есть очень специальные потребности, которые продиктованы и специальной военной операцией, и гособоронзаказом, – ресурсы государства должны быть направлены во многом а это, – считает Андрей Клишас.
В то же время он напомнил, что развития страны и Сибири в частности не произойдет, если государство не будет заниматься знаковыми вопросами. Для наших регионов это инфраструктурные объекты, именно их развитие дает толчок к реализации бизнес-проектов, которые были представлены на КЭФ.
Как всегда, своеобразную точку зрения взгляд на проблему отношений бизнеса и власти высказал миллиардер и основатель En+ Group Олег Дерипаска.
Он призвал сократить число чиновников и силовиков в стране.
Причем заявления Дерипаски прозвучали не на пленарном заседании, а в рамках панельной дискуссии о перестройке экономики России на фоне масштабных санкций США и Евросоюза.
— Про чиновников — как-то их нужно сократить. Я задумываюсь об управлении, насколько оно адекватно и решает проблемы. Такой легкий стресс: сокращение чиновников, сотрудников правоохранительных органов в пару раз… Мы понимаем, что это — серьезная обуза для экономики под санкциями, которые висят гирей на ней. Назрел вопрос об этом. Слишком много госаппарата и госкапитализма. Нам нужно больше свободы и конкуренции, — заявил Дерипаска.
Бизнесмен связал такие меры с ситуацией в экономике России. Он предсказал наступление проблем с наполнением бюджета страны.
— Лишних денег уже не будет в следующем году. Если мы не создадим условия и не обеспечим привлекательность наших рынков для инвесторов, то мы будем и в 2033 году об этом же говорить. Дружественные рынки — это серьезный ресурс. Это 4,5 миллиарда населения. Очень важны верховенство права и предсказуемость. Если мы будем каждый квартал менять правила игры, то нам никто не будет верить: ни российские, ни иностранные предприниматели. А не будет иностранных инвесторов — не будет денег в стране, — предрек предприниматель.